Суздаль

Говорят, что Суздаль стал городом-музеем после того как его посетил знаменитый банкир не то Рокфеллер, не то Ротшильд и сказал: «Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние». Французский барон Филипп де Ротшильд и его жена Паулина действительно путешествовали по СССР в начале 1960-х. Но Филипп Ротшильд не был знаменитым банкиром, он был гонщиком, сценаристом, поэтом и одним из самых успешных виноделов в мире. Паулина была известным модельером. Известно, что у нее был роман с Великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Тем не менее, именно после путешествия Филиппа и Паулины Ротшильдов по СССР к Суздалю пришла слава, и в город потянулся поток туристов.

Содержание

Спасо-Евфимиев монастырьКремльМузей деревянного зодчестваТорговые рядыПолезная информация

Историческая справка

Герб xxx Суздаль — город-заповедник, расположен на севере Владимирской области. В Древней Руси он назывался Суждаль. По одной из наиболее распространенных версий название города произошло от глагола «созидать». Впервые город был упомянут в «скрытых текстах» Новгородского кодекса в 999 году. Археологические раскопки подтверждают, что поселения на месте современного Суздаля существовали еще в X веке.

Расцвет Суздаля пришелся на XII век. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес столицу своего княжества из Ростова Великого в Суздаль. Через 30 лет его сын Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир.

Во время нашествия татаро-монгол Суздаль был разорен, и с тех пор его слава стала угасать. В XVIII веке это был всего лишь уездный город Владимирской губернии. Промышленная революция прошла город стороной, как и линия железной дороги. Так и жил бы себе спокойно маленький городок с большим количеством церквей, пока в 1967 году руководство СССР не решило превратить город в музей. Памятники истории были реставрированы, город благоустроили и превратили в главный объект Золотого кольца.

Население — около 10 тысяч человек. Промышленности в городе нет. Основной род занятий суздальцев — туриндустрия.

На гербе Суздаля изображен сокол с княжеской короной на голове. Дело в том, что сокол был родовым знаком суздальских князей, он встречается на монетах отчеканенных во времена, когда город был столицей Северо-Восточной Руси.

Спасо-Евфимиев монастырь

В Суздале запрещено высотное строительство, и это сразу ощущается при въезде в город. Только асфальтированные дороги и современные машины нарушают иллюзию, что мы перенеслись в прошлое на машине времени. Первым делом едем в Спасо-Евфимиев монастырь. Время 11 утра, погода пасмурная, но туристов здесь уже много.

Монастырь был построен в середине XIV века и сразу проектировался как крепость. Крепость на высоком берегу реки Каменки должна была защищать Суздальско-нижегородское княжества от врагов. Получалось это не очень. Сперва Суздаль разорили татары, затем он перешел под власть Москвы.

Пройдя сквозь Входную башню, мы видим Надвратную Благовещенскую церковь. Возможно, что когда-то здесь тоже проходила оборонительная стена.

Суздаль. Благовещенская церковь.

Внешние стены монастыря производят вид очень грозного сооружения. Высота стен 7.5 — 8.5 метров, толщина — более шести. Зубцы и бойницы проходят по всем стенам.

Суздаль. Стены Спасо-Евфимиевского монастыря.

Осмотрим монастырский огород. Как и Митрополичьем саду Ростова, здесь растет много довольно интересных культур, которые редко встретишь в наших широтах. Напротив каждого растения табличка, с подробным описанием полезных свойств растения. Например, здесь можно встретить родиолу розовую, которая возбуждает нервную систему и стимулирует умственную деятельность.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Аптекарский огород

Огород существовал здесь еще во времена Ивана Грозного. Неизвестно, выращивали ли тогда монахи родиолу, но вот хмель должны были. Ведь Андрей Курбский в письме Ивану Грозному сообщал следующее:

А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны.

Санберри. Или американский паслён. Считается, что паслён ядовит. Не знаю, в детстве ваш покорный слуга ел его стаканами. А пирожки с паслёном до сих пор вспоминаю как одно из самых вкусных лакомств.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Аптекарский огород. Паслен

Детская площадка здесь называется Спасским детинцем. Детинцем на Руси называли крепости. В XIV веке это слово стали забывать, а крепости стали называться «кремлями». Не все исследователи согласны с версией, что «детинец» происходит от слова «дети». Некоторые считают, что «детинец» произошел от глагола «деть». В случае опасности в крепость прятали (девали) все самое важное.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Детская площадка. Детинец

Золотая осень, одно из самых прекрасных времен года. Особенно, если повезет с погодой. На фото — братский корпус, был построен в начале XVII века. Изначально длинная часть корпуса была одноэтажной, второй этаж пристроили уже в девятнадцатом веке.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Братский корпус

Тюремный корпус. В 1766 году по приказу Екатерины II в Суздале была открыта секретная тюрьма для крестьян-пугачевцев. Но затем профиль расширили. Отечественная карательная психиатрия возникла именно здесь. Здесь содержались вольнодумцы, противники церкви и самодержавия. Арестанты сидели в одиночных камерах и потихоньку сходили с ума. В 1829 году сюда был создан декабрист Федор Шаховской. Декабрист объявил голодовку и умер в камере. Даже более покладистым заключенным очень редко удавалось освободиться из тюрьмы — здесь сидели пожизненно. Сюда планировалось сослать Льва Толстого, под него уже зарезервировали камеру, но трогать великого писателя власти не решились.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Тюремный корпус

В советское время тюрьму переименовали в политизолятор и продолжили сажать инакомыслящих. Николай Кондратьев, один из лучших советских и мировых экономистов, выявивший циклы в мировой экономике содержался здесь по ложному обвинению. С 1943 по 1946 здесь был концлагерь для военнопленных. В этих стенах содержался плененный под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс. Вот как описывает Суздаль и Спасо-Евфимиев монастырь Вильгельм Адам адъютант Паулюса:

Наши машины быстро приближались к небольшому городу. Издалека в лучах раннего солнца виднелись сверкающие медные купола многочисленных башен. Это был Суздаль, древняя резиденция князей. Через открытые массивные ворота крепостной стены с амбразурами и сторожевыми башнями мы подъехали к большому комплексу зданий, центром которого являлась пятиглавая церковь и стоящая перед ней колокольня. По сторонам горбились длинные строения в один, самое большее два этажа. Они служили для размещения пленных офицеров.

Здесь, в Суздальском лагере, я увидел знаменитые белые ночи в июне и июле. До полуночи было так светло, что во дворе можно было еще читать. Ранние утренние часы и время незадолго до захода солнца были прямо-таки волшебными. Природа, постройки, залитые лучами солнца, сверкали такими великолепными красками, каких я не видал раньше и никогда больше не встречал потом.

   — Адам, Вильгельм «Катастрофа на Волге. Мемуары адъютанта Ф. Паулюса»

После лагеря для военнопленных монастырь превратился в тюрьму для несовершеннолетних и только в 1967 года стал музеем.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Тюремный корпус

От темных страниц истории перейдем к светлым.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь.

Спасо-Преображенский собор. К большому пятиглавому храму примыкает небольшая одноглавая церковь. Эта церквушка — самое древнее сооружение монастыря, она построена в 1507-1511 годах над могилой основателя монастыря Евфимия Суздальского. Сам собор был построен только в 1594 году, и напоминает нам о традициях Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества XII-XIII веков. Аркатурный пояс, апсиды и закомары выполнены в стилистике русской романтики эпохи белокаменного зодчества. У стен храма обнаружен надгробный камень с могилы князя Дмитрия Пожарского.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь.

Говорят, что святой Евфимий очень строго относился к себе и окружающим. По легенде, даже после смерти он следил за тем, чтобы монахи выполняли общежительный устав. Один из них, по имени Киприан, нарушил монастырский обычай, который предписывал братии питаться только всем вместе и в строго определенное время. Преподобный Евфимий явился ему во сне с жезлом и горящей свечой в руках. Киприян пришел в ужас и пообещал больше не есть втайне от остальных, но скоро забыл свое обещание. И был наказан — его парализовало. Только у гробницы святого получил Киприан исцеление, рассказав всем о своем проступке.

Перед звонницей монастыря стоит довольно необычная девятигранная столпообразная церковь. Она была построена в начале шестнадцатого века. Именно в Суздале стали первыми строить новый тип звонниц с галереями для колоколов. Кстати, именно князь Дмитрий Пожарский подарил монастырю колокола в 1618 году. Таким образом, он не только спас Русь в Смутное время, но и способствовал зарождению нового архитектурного стиля. Звонницу похожего типа мы можем видеть и в Ростовском кремле.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Девятигранная столпообразная церковь

Башенка-часозвонь звонницы. Циферблат на часах напоминает нам, что цифры бывают не только римскими и арабскими. Славянская (кириллическая) система счисления до сих пор используется в книгах на церковнославянском языке. Основана эта система на основе греческой, и повторяет ее буква в буква (то есть цифра в цифру).
Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Циферблат с кириллическими цифрами

Успенская трапезная церковь — шатровый храм по типу «восьмерик на четверике». Копируя стилистику деревянного зодчества, данный тип храмов стал очень популярен в XVI-XVII веках. Мы можем видеть их во многих городах России, от Коломенского до Коломны. Шатровое зодчество было приостановлено указом патриарха Никона, который повелел:

строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить

Но изворотливый русский народ нашел лазейку, храмы стали строить как повелел патриарх, а вот колокольни к ним стали пристраивать шатровые. Мы можем увидеть такое сочетание в Никитском монастыре Переславля-Залесского.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Успенская трапезная церковь

В Суздале активно развивают лоскутное шитье. Интересно отметить, что в старину Суздаль не был известен как город лоскутных одеял. Традиция эта новая, и возможно, что на наших глазах рождается новый народный промысел.

Суздаль. Спасо-Евфимиеский монастырь. Клуб Суздальский лоскуток

Погуляв по монастырю, бросим взгляд на окрестные достопримечательности.

Спасо-Евфимиевскому монастырю принадлежали довольно большие территории, и в монастырских слободах сложился особый вид храмов. Типичным представителем этого вида является Смоленская церковь в Скучилихе. В основе лежит куб, наверху — пятиглавие. Наличники окон декорированы бусинами, карниз богато декорирован в суздальском стиле.

Суздаль. Скучилиха. Смоленская церковь

Через дорогу от Смоленской церкви стоит каменный дом. В Сучилихе монастырь расселял высококвалифицированных крепостных крестьян. В этом доме в начале XVII века жил портной Костька Добрынка. К сожалению, у нас в стране осталось мало гражданских жилых зданий тех времен. Ведь обычно дома строили из дерева, вследствие чего они постоянно горели. Даже этот каменный дом по своей архитектуре напоминает русскую деревянную избу.

Суздаль. Скучилиха. Посадский дом

Кремль

Посмотрев монастырь и близлежащие постройки, отправляемся в Суздальский Кремль. Но для начала надо припарковаться. На главной улице города (даже здесь она носит имя Ленина) парковка запрещена, в итоге находим место у заброшенного храма. Это церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1720 году. Ее можно увидеть в кадрах кинофильма «Женитьба Бальзаминова», который снимался в Суздале.

Суздаль. церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Туристов в Суздале могут покатать по городу в карете. Кареты припаркованы вдоль дорог здесь так, как в других городах такси.

Кареты и лошади в Суздале

А вот и Кремль. Деревянные укрепления стояли на этом месте еще в X веке. На протяжении более чем 600 лет крепость поддерживалась в боевом состоянии и постоянно укреплялась. Но пожар 1719 года не пощадил деревянные постройки. Остался лишь ров и мощные валы.

Суздаль. Кремль. Валы

Из-за высоких валов видны башенки церквей. Как в Дмитрове.

Суздаль. Кремль. Валы

Кремлевская детская площадка. Здесь детям можно рассказать о счастливом советском детстве.

Суздаль. Кремль. Детская площадка

Христорождественская (зимняя) церковь и парная ей летняя Никольская церковь. Колокольня очень похожа на ту, что стоит в соседней Кидекше. Такая архитектура типична для суздальских посадских храмов.

Суздаль. Кремль. Христорождественская и Никольская церкви

Кремлевские улочки Суздаля. Интересно, что чувствуют люди, живущие на территории древних кремлей? Подобное мы можем наблюдать во многих местах нашей страны. Например, в Звенигороде или Зарайске.

Суздаль. Кремль.

И вот мы в центре Кремля. Перед нами Рождественский собор, один из интереснейших русских храмов, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первый вариант Рождественского собора был построен киевскими мастерами в начале XII века. Киевляне, как и византийцы, строили из тонкого кирпича (плинфы). Но уже через пару десятков лет Суздальское княжество начало играть мускулами и демонстрировать свою ведущую роль в православном мире. Кирпичный храм был разобран и заменен в 1222 году на белокаменный. Казанские татары в середине пятнадцатого века жгут храм, и он частично рушится. Дело в том, что белокаменные храмы на Руси строились в бутовой технике на пределе несущей способности. В XVI веке верхняя часть стен разбирается и заменяется на более прочный кирпич.

Суздаль. Кремль. Рождественский собор

Нижняя часть храма, включая аркатурный пояс сохранилась с начала XIII века.

Суздаль. Кремль. Рождественский собор. Аркатурный пояс

Циферблат на Соборной колокольне Суздальского Кремля. Арабские цифры начали распространятся в России в 1650-х при царе Алексее Михайловиче. Хотя эту заслугу ошибочно приписывают его сыну Петру I.

Суздаль. Кремль. Циферблат на Соборной колокольне Суздальского Кремля.

К XV веку Суздаль становится одним из религиозных центров Руси. Здесь действовало 11 монастырей. В Кремле находилась резиденция архиерея (третий по значимости чин в церкви после патриарха и митрополита). Башенка над входом в архиерейские палаты отличается по своему стилю от других построек Суздаля.

Суздаль. Кремль. Архиерейские палаты.

Музей деревянного зодчества

Погуляв по Кремлю, идем через луг в Суздальский скансен. Через речку Каменку перекинут пешеходный мостик. Рядом с мостиком — пристань. В хорошую погоду можно устроить себе речную прогулку.

Суздаль. Пристань на реке Каменка.

В отличие от многих других гидронимов, происхождение названия этой реки не вызывает сложностей. Дно речки каменистое, поэтому и Каменка.

Суздаль. Река Каменка.

Хотя Суздаль и находится не так далеко от Владимира, здесь свой микроклимат. Суздальский район — это Ополье. Здесь леса перемежались с луговой степью, которая и привлекала сюда древних земледельцев. Земля здесь богата черноземом. Вероятно, что ледник, спускавшийся на север, по какой-то причине обошел Ополье и оставил плодородный слой земли нетронутым. Уникальной особенностью земли в Ополье является наличие двух слоев гумуса, разделенных слоем подзола. Суздальцы верят, что такая почва идеальна для выращивания огурцов и спорят с Луховицами за звание огуречной столицы России.

В Луховицах есть памятник огурцу, а в Суздале ежегодно устраивают праздник огурца. Консервированные огурцы всех видом продаются повсюду. Мужчина, продающий консервацию прямо с машины, утверждал, что он торгует у моста через Каменку уже много лет, за качество отвечает и настойчиво предлагал угоститься горячим глинтвейном. Банка огурцов стоит от 200 рублей. Огурцы, и вправду, вкуснейшие. А как они хрустят! Возможно, что барон-винодел Ротшильд именно при помощи Суздальского огурца и собирался удвоить свое состояние.

Суздаль. Ополье. Огурцы. Продажа с машины

Сразу за рекой начинается Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Возник он в 1960-х годах на месте заброшенного Дмитриевского монастыря. Из разных сел вокруг Суздаля сюда свезли сохранившиеся деревянные постройки.

Из села Козлятьева в 1965 году была перенесена Преображенская церковь 1756 года постройки. Она представляет собой три восьмерика поставленных на четырехгранную клеть. Главы, барабаны и крещатые бочки покрыты лемехом (деревянной черепицей), который придает церкви нарядный вид.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Преображенская церковь

Рядом с ней церковь из села Потакино (1756 год). Здесь мы видим все тот же классический восьмерик на четверике. Но данный храм построен кораблем — все помещения вытянуты вдоль оси. При нас в церковь зашло три группы туристов, при этом церковь выглядит небольшой, и было сложно представить, что внутри может поместиться столько народу.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Воскресенская церковь

Очень интересен крестьянский дом с мезонином. К сожалению, о нем удалось узнать лишь то, что дом был на две семьи.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Дом с мезонином

Администрация музея стремится воссоздать быт и жизнь русского села. На лужайке перед домом пасутся гуси, в огороде растет капуста. Это радует, таким и должен быть настоящий скансен.

Суздаль. Музей деревянного зодчества.

После посещения Суздаля можно понять, что простые люди, если они обладали квалификацией и не ленились, могли жить очень хорошо. Вышеупомянутый дом портного Добрынки тому пример. Еще одно подтверждение нашей теории — это дом зажиточного крестьянина Кузовкина из деревни Лог. На первом этаже находилась ткацкая мастерская, где хозяин дома работал вместе с наемными работниками. Такой принцип организации был характерен для крестьян-предпринимателей и созвучен по духу современны гаражным стартапам Кремниевой долины. Второй этаж сохраняет планировку крестьянского жилища XIX века.
Зажиточность хозяина подчеркивает и обилие резных украшений.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Дом зажиточного крестьянина

Рубленые избы обычных крестьян.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Дома обычных крестьян.

Во многие избы можно зайти и ознакомиться с крестьянским бытом. Когда мы ходили по избам, то встретили двух англоязычных женщин, пребывающих в полном восторге от увиденного. Крестьянский быт минималистичен, но продуман не хуже товаров из «Икеи». Экологичная скамейка из веток, из которых не выйдут ни бревна, ни доска. Шторка по периметру кровати — чтобы работающие не мешали отдыхающим. Лучина с песочком — чтобы угольки не устроили пожара и тарелка с пшеном. Практически все вещи в быту крестьян можно было изготовить самостоятельно из подручных материалов.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Крестьянский быт.

А это интерьер гостиной дома купца Агапова. В отличие от остальных построек на территории музее дом купца Агапова никто сюда не перевозил. Все вышло наоборот: музей разросся и поглотил купеческий дом. Семья Агаповых являлась типичным представителем суздальского купечества. На первом этаже дома держали кузницу, торговали тканью, а также заморскими товарами (чай, кофе, специи).

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Интерьер дома купца Агапова.

Детская площадка на территории скансена выдержана в стилистике русского деревянного зодчества.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Детская площадка.

Многие работники ходят в национальных костюмах, что тоже радует.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Сотрудница музея в русском национальном костюме.

Мельниц тут не так много как, например, в Киевском Пирогово, где от них в конце прогулки просто устаешь. Ветряные шатровые мельницы были построены в XVIII веке и привезены сюда из окрестных сел.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Ветряные мельницы.

А это сооружение хоть и похоже на водяное мельничное колесо, на самом деле служило для поднятия воды из колодца.

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Ворот для поднятия воды из колодца.

На этом наша прогулка по Суздальскому скансену заканчивается, нам остается только бросить взгляд на барочную церковь Бориса и Глеба, что стоит неподалеку. Когда-то на месте этой церкви находился Борисоглебский монастырь. Он был закрыт еще во времена Екатерины II. Церковь некоторая время действовала, но и ее забросили давным давно.

Суздаль. Борисоглебская церковь.

Торговые ряды

Чтобы попасть из музея деревянного зодчества к торговым рядам, нам нужно снова пройти через Кремль. Основная торговля сувенирами идет именно здесь, между рядами и Кремлем. Что привезти из Суздаля? Обязательный набор, кроме магнитиков, — это огурцы и медовуха. Если позволяет бюджет, то можно купить и лоскутное одеяло.

Суздаль. Лоскутное одеяло.

Пожарная каланча была построена еще в 1890 году и до сих пор используется по назначению.

Суздаль. Пожарная каланча.

Неожиданно мы встречаем в Суздале представительницу московского (или нарышкинского) барокко. Это Успенская церковь. В 1926 году, когда Суздаль все еще был городом-тюрьмой, руководство политизолятора поставило директора музея Романовскому перед сложным выбором. Тюрьме был нужен кирпич, и главе музея предложили принести в жертву или эту церковь, или Афанасьевскую. Романовский попросил оставить Успенскую церковь. Рядом с церковью находится Подворье мастеров. Наибольшая концентрация сувенирных магазинов именно здесь.

Суздаль. Успенская церковь.

Типичная для Суздаля Входоиерусалимская церковь. Ее построили в 1707 году. Но в отличие от других суздальских храмов карниз церкви выполнен в виде декоративных кокошников.

Суздаль. Входоиуресалимская церковь.

На Кремлевской улице нет машин, и на какое-то время кажется, что мы таки попали в прошлое. На ней стоят купеческие дома, когда-то в здании с арками находились торговые лавки.

Суздаль. Входоиуресалимская церковь.

А вот и Торговая площадь. Здание торговых рядов было построено в 1806 году, но торговля здесь шла с самых давних времен. В здании помещалось около 100 купеческих лавочек. В настоящее время их там не сильно меньше. Напротив рядов стоит Воскресенская церковь с колокольней. Когда-то это был главный городской храм Суздаля.

Суздаль. Торговые ряды.

Местные жители торгуют — продают тут свой урожай. Цены явно туристические, не для местных. Из экзотики — можно купить огуречное варенье.

Суздаль. Торговые ряды.

Напротив, через дорогу, большая детская площадка.

Суздаль. Детская площадка.

Ну а если кому-то мало суздальской медовухи, огурцов и лоскутных одеял, то милости просим за валенками.

Суздаль. Валенки.

Полезная информация

[osm_map lat=»56.429″ long=»39.448″ zoom=»7″ width=»800″ height=»450″ control=»mouseposition,scaleline» map_border=»thin solid grey» theme=»dark» marker=»56.42851,40.45618″ marker_name=»wpttemp-yellow.png»]

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Спасо-Евфимиев монастырь: 56.432414, 40.441017
Парковка: 56.418139, 40.448313
Кремль: 56.416133, 40.442305
Музей деревянного зодчества: 56.412667, 40.439558
Торговые ряды: 56.419421, 40.448828
marker icon

Спасо-Евфимиев монастырь

marker icon

Парковка

marker icon

Кремль

marker icon

Музей деревянного зодчества

marker icon

Торговые ряды

  • Как добраться? 200 километров от МКАД по Горьковскому шоссе.
  • Сколько провести времени? Целый день.
  • Чем занять ребенка? В Спасо-Евфимиевском монастыре, музее деревянного зодчества и напротив торговых рядов есть неплохие детские площадки.
  • Сколько стоит? Вход в монастырь и музей деревянного зодчества платный. Стоимость — 150 рублей с человека. Фотосъемка разрешена.
  • Рекомендуем: Спасо-Евфимиевский монастырь и Музей деревянного зодчества.
  • Можно пропустить: Торговые ряды
  • Что привезти из Суздаля: огурцы (от 200 рублей за банку), медовуху (от 100 рублей за бутылку)

Интересное рядом c Суздалем:


Столица Золотого кольца в целом оправдала ожидания. Да, чтобы добраться до Суздаля из Москвы, придется постоять в пробках, от Москвы и до Владимира идет ремонт. Да, даже в не сезон здесь много туристов. Но поездка в Суздаль стоит того. Нам кажется, что одного дня для Суздаля мало. Хочется приехать сюда летом на пару дней, поселиться в домике на окраине и осмотреть город без спешки и суеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *