Усадьба Архангельское
Архангельское — самая раскрученная и известная усадьба Подмосковья. Здесь многолюдно в любое время года. В последнее время, усадьба оказывается еще и в центре скандалов. Активисты, радеющие за ее сохранение борются с Министерством Обороны и «Леруа Мерлен». Мы решили разобраться, что же такое усадьба Архангельское, какой смысл несет в себе то или иное здание, скульптура и сооружение. В результате получился путеводитель по усадьбе, который мы и представляем вниманию взыскательных читателей.
- Большой дом
- Верхняя терраса
- Нижняя терраса
- Памятные колонны
- Храм-памятник Екатерине II
- Чайный домик
- «Каприз»
- Партер
- Санаторий
- Кладовая над оврагом
- Храм Михаила Архангела
- Флигели
- Храм-усыпальница
- Дом для приезжающих
- Розовый фонтан
- Скорбящий гений и Пушкинская аллея
- Театр Гонзага
- Каретный сарай
Припаркуемся на Ильинском шоссе возле театра Гонзага. С этого места нам будет наиболее удобно осмотреть все достопримечательности усадьбы.
Покупаем билет и начинаем гулять по усадьбе.
1. Большой дом
Осмотр достопримечательностей начнем со дворца или как его называли хозяева — Большого дома. Он как раз стоит рядом со входом. Дом этот был построен при князьях Голицыных. Первым из них усадьбой владел действительный тайный советник Дмитрий Михайлович Голицын. К нему усадьба перешла в виде приданного, когда князь взял в жены дочь боярина Одоевского. Тогда на территории усадьбы стоял деревянный, ничем не примечательный дом. Князья Голицыны делали карьеру при дворе и не очень часто жаловали усадьбу своим посещением.
Все изменилось в 1780 году. В ту пору наследник престола будущий Павел I посетил Париж и был так впечатлен Версалем, что настоятельно советовал превращать все усадьбы в подобие знаменитого французского дворца. Все мы знаем с каким рвением исполняются у нас советы высочайшего начальства.
Итак, 3 сентября 1780 года князь Николай Алексеевич Голицын заказал у французского архитектора Ш. де Герна проект усадебного дома. Архитектор проектировал Большой дом не покидая Франции. Фундамент дворца был заложен четыре года спустя. Одновременно строились и флигели.
Проект потрясал своим размахом, две колоннады тосканского ордера соединяли флигели со дворцом. Похожую колоннаду мы можем видеть и в других подмосковных усадьбах, к примеру в Остафьево. Но считается, что впервые колоннада появилась именно в Архангельском.
Внутренние помещения дворца не так давно открылись после реставрации. Стоит ли их осматривать — решать вам, если посетителей будет не много, то однозначно стоит, но обилие людей и суматоха может помешать созерцанию.
Николай Алексеевич Голицын хоть и родился в Москве, но среднее образование получил в Швеции, а высшее во Франции. После завершения обучения князь выполнял в различных государствах Западной Европы дипломатические поручения. Неудивительно, что ему как нельзя лучше удалось воссоздать подмосковный Версаль. Строительные работы продолжались около 40 лет, отделка дворца не была закончена при Голицыне. Характерная особенность дворца — наличие множества колонн. Полуротонду южного фасада украшают ложные колонны.
2. Верхняя терраса.
Осмотрев большой дом мы выходим на верхнюю террасу. Строительство парка велось одновременно с возведением дворца. Ландшафтным архитектором выступил итальянец Джакомо Тромбара. В отличие от де Герна итальянец постоянно жил в России, был членом Академии художеств и имел множество знакомых в высшем свете. Именно Тромбара предложил заменить корявый склон спускающийся к старице Москвы на террасы, типичные для итальянских вилл.
Что же отличает французский регулярный парк? Это его геометричность и симметричность, обязательная стрижка деревьев и кустарников. Все тропинки парка образуют геометрические узоры.
3. Нижняя терраса.
Постепенно спускаемся вниз. Нет никаких сомнений, что перед нами классический регулярный парк с обилием скульптур, ваз, ажурными балюстрадами. Подпорные стены террас выложены из кирпича и отделаны белым камнем.
За несколько десятилетий, которые Николай Алексеевич посвятил обустройству усадьбы здесь накопилось около полусотни различных скульптур, включая 28 исторических лиц и легендарных героев. В основном римских императоров и полководцев. Все это должно было говорить о древности рода хозяев.
По сторонам от нижней террасы с голицынских времен сохранились арки-руины, выложенные из «дикого камня» они должны были напоминать о бренности мира и славы.
4. Памятные колонны
Спустившись с нижней террасы идем направо, к памятной колонне. Когда-то в Архангельском их было пять, сейчас сохранились только три. Каждая колонна возводилась в память о посещении усадьбы императором. Усадьбу удостоили своим царственным присутствием все Александры и Николаи.
5. Храм-памятник Екатерине II
Неизвестно гостила ли в усадьбе Екатерина II, но справа от колонны стоит храм-памятник с ее бронзовой фигурой в образе Фемиды. Сооружение это было выстроено в 1819 году при другом владельце усадьбы — князе Николае Борисовиче Юсупове. На стене на итальянском написано: «Тебе, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть желаемого». Памятные колонны и столбы должны были подчеркнуть близость владельцев к высшему свету. Кстати, при Юсуповых многие могли позволить себе прогуляться по парку, но дворец был доступен лишь избранным: членам императорской семьи, дипломатам и людям творческим (художникам, поэтам, музыкантам). Последние должны были запечатлеть образ усадьбы в своих произведениях на память потомкам.
6. Чайный домик
Спустившись с террас мы попали в партер. От времен Юсуповых мы снова перенесемся во времена Голицыных. Самым видным представителем династии был Дмитрий Михайлович, дед Николая Алексеевича. Дмитрий Голицын был одним из самых доверенных людей Петра I, отличался честностью и неподкупностью. Получив образование в Италии, он был послом в Константинополе и отличался знанием иностранных языков. Царь Петр часто просил Голицына перевести ему ту или иную книгу. После смерти императора Голицын попал в опалу и проводил свои дни в Архангельском где собрал богатейшую библиотеку европейской литературы, составлявшую около 6 тысяч томов.
Потомки относились к библиотеке с большим уважением. Для хранения книг архитектором Фомой Ивановичем Петтонди была выстроена библиотека. Центральная часть была каменная, а два крыла — деревянные и оштукатуренные. К сожалению, в 1829 году пожар уничтожил оба крыла, оставив только центральную часть. Книги удалось спасти.
Так библиотека превратилась в чайный домик. Летом все двери держали открытыми, что делало ротонду местом для чаепития и отдыха.
8. Большой партер
Посмотрев на «Каприз» продолжим нашу прогулку по регулярному парку. Мы находимся в Большом партере. Его внушительные размеры — 240×70 метров должны были говорить о благородстве и мощи. Отсюда можно бросить взгляд на дворец и террасы.
Кстати, знаете ли вы, что такая декоративная стрижка в виде зеленой стены называется боскетом? Мы не знали. Боскеты — неотъемлемый атрибут регулярных парков.
9. Санаторий «Архангельское»
Замыкают партер корпуса санатория «Архангельское». Здания в классическом стиле самые молодые в ансамбле усадьбы. При князьях здесь были оранжереи и с верхних террас открывался вид на дали Лохина острова. В 1934 году оранжереи снесли и возвели корпуса санатория Наркомвоенмора (ныне это Министерство обороны). Если об этом не знать, то можно и не догадаться, что знания построены уже после революции.
Санаторий действущий. В 2013 году двухместный номер в нем можно снять за 4300 рублей в сутки, включая трехразовое питание и лечение. Посетителям предлагаются различные маршруты дозированной ходьбы.
Мы же продолжим идти своим путем и спустимся к старице Москвы-реки. Прежде усадьба спускалась прямо к реке Москве. Но сильный паводок 1853 года изменил и спрямил основное течение. Так образовался один из самых крупных островов на реке Москвы — Лохин остров. Сейчас это заповедная зона.
Мы же спустимся к старице и покормим уток. Ребенку дадим порезвиться на детской площадке. Тут всегда весело.
10. Кладовая над оврагом
Немного передохнув отправляемся исследовать левую, еще не осмотренную часть усадьбы. Дорожка поведет нас по дну оврага, вероятно здесь хорошо гулять в ветреную погоду и слушать завывание ветра в кронах деревьев. Замыкает овраг интересная постройка — Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени — Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения.
Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду. Как тут не вспомнить другого крепостного архитектора — Григорьева, помощника Жилярди. Григорьев работал над строительством усадьбы Ершово и смог выкупить себе вольную в 22 года.
11. Церковь Михаила Архангела
От кладовой над оврагом поворачиваем направо и идем к Святым воротам. Построенные в 1824 они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.
Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает стене несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.
За оградой располагается самое старое сооружение на территории — храм Михаила Архангела. Именно он и дал название селу и усадьбе.
Давным-давно село носило название Уползы, и на месте каменного здесь стоял деревянный храм в честь Архангела Михаила, поэтому иногда в документах село именовали как «Уползы, Архангельское тож». В 1660 году князь Одоевский приказал своему крепостному зодчему Павлу Потехину возвести каменный храм. В то время центр усадьбы располагался вокруг храма, боярский дом и служебные постройки стояли неподалеку.
Особенностью храма является необычное расположение приделов по диагонали от основного здания и конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся только на два столпа. В 1820-х к храму была пристроена трехъярусная колокольня, в советское время ее разобрали, чтобы вернуть храму первоначальный вид.
12. Флигели.
Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.
Левее — конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался «экономическими затеями». При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:
Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других
Понятно, что за всем огромным хозяйством усадьбы нужно было следить. Центром административной жизни было ведомство управляющего имением — Конторский флигель.
Справа — богадельня, построенная в 1887 году, в ней жили престарелые дворовые. Крепостное право было уже отменено и в общем-то Юсуповых никто не обязывал заботиться о своих работниках по достижении ими пенсионного возраста. Но на дворе было время меценатов и благотворителей.
13. Храм-усыпальница «Колоннада»
Мы же разворачиваемся и начинаем идти обратно ко дворцу, на этот раз не будем спускаться в овраг, а пойдем к огромному зданию с внушительной колоннадой. Это одна из последних построек времен Юсуповых на территории усадьбы. В 1908 году Николай Феликсович Юсупов погибает на дуэли. Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.
Шокированные родители решают построить в память сына храм усыпальницу в честь Святителя Николая. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции.
Не так далеко от усыпальницы стоит загадочный обелиск. Его можно было бы принять за плохо сохранившуюся колонну в честь приезда в усадьбу очередного императора, но это не так. Знающие люди говорят, что это всего лишь вытяжка из склепа. Будем рады, если наши уважаемые читатели смогут подтвердить или опровергнуть эту информацию.
14. Гостевой домик
Проходя мимо дома над оврагом можно было заметить стрельчатые ниши в его стенах. Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское (настоящую Подмосковную псевдоготику ищите в усадьбе Быково). В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера.
Здесь, в хозяйственной части усадьбы было построено еще несколько санаторных корпусов, по выходным тут кипит торговля сувенирами, леденцами и пирожками. А детей с радостью покатают на лошади. Предупреждаем, что цены соответствуют размаху Подмосковного Версаля.
15. Розовый фонтан
Мы же снова возвращаемся в регулярный парк. Перед нами изящная ротонда из мрамора с розовым оттенком. Вообще-то это фонтан, он был построен в 1850-х годах, при Юсуповых, по проекту неизвестного архитектора. С внутренней стороны купола ротонду украшают цветочные букеты. А сам фонтан выполнен в виде скульптуры «Мальчик с гусем» (другое название — «Амур с лебедем»). К сожалению, мрамор в нашем климате не может стоять вечно, чтобы продлить срок жизни мраморных скульптур многие из них помещены в стеклянные витрины. Возможно, в будущем ученые изобретут средство позволяющее мрамору переносить наш далеко не средиземноморский климат, и тогда скульптуры будут стоят без стеклянных коробов.
16. Гений, Пушкин, бюсты
От Розового фонтана движемся по аллее где в глубине видна темная скульптура из бронзы. Это один из самых поздних памятников в Архангельском — скульптура «Скорбь». Другое ее название «Скорбящий гений». Как несложно догадаться скульптура была поставлена после гибели на дуэли Николая Юсупова.
От Скорбящего гения мы поворачиваем налево и выходим к бюсту общепризнанного гения, который тоже погиб на дуэли — Пушкина. Между прочим, родители Пушкина снимали квартиру в Москве именно у Юсуповых. Неудивительно, что Пушкин бывал в усадьбе несколько раз и ему очень нравилась усадьба и парк с липовыми аллеями.
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались. — А.С. Пушкин «К вельможе»
Компанию Пушкину составляют античные поэты, философы и боги, стоящие в Пушкинской аллее.
17. Театр Гонзаго
Наша прогулка по Архангельскому почти завершена, мы осмотрели почти все достопримечательности усадьбы. Но не будем садиться в машину и спешить домой. Мы не зря припарковались у западного входа в усадьбу. За основной территории находятся еще два примечательных объекта. То место где мы припарковались — это Аполлонова роща. В 1818 году к приезду императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. здесь был построен театр. Еще в бытность дипломатом князь Юсупов познакомился со знаменитым венецианским театральным художником Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Юсупов с ним подружился и пригласил работать в России. Пятнадцать лет прожил Гоназаго в нашей стране прежде чем Юсупов доверил ему строительство театра. Пожалуй, это единственное в мире творение Гонзаго как архитектора. Еще более удивительно, что театр дошел до нас без значительных переделок.
Внутри сохранились занавес и декорации выполненные самим Гонзаго, единственные в мире сохранившиеся его работы. К сожалению, близость театра к Ильинскому шоссе, планируемое строительство торгового центра неподалеку создают угрозу для сохранности конструкций. Активисты ведут борьбу за сохранение театра, будем надеяться, что она завершится успехом.
18. Каретный сарай
Позади театра стоит еще одно здание, требующее реконструкции — это каретный сарай, построенный в 1820-х годах. В советское время здесь были выставлены старинные парадные кареты и экипажи.
—
На этом наша прогулка по усадьбе завершена. Надеюсь, что теперь она получилась не только приятной, но и осмысленной. Мы познакомились с устройством регулярного парка, проследили историю усадьбы и владельцев Одоевских, Голицыных и Юсуповых. Согласитесь, когда гуляешь в красивых местах и знаешь историю зданий, скульптур, то все начинает выглядеть в новом свете? Приятной Вам прогулки!
Полезная информация
[osm_map lat=»55.786″ long=»37.284″ zoom=»14″ width=»600″ height=»450″ control=»mouseposition,scaleline» map_border=»thin solid grey» theme=»dark» marker=»55.78568,37.28216″ marker_name=»wpttemp-red.png»]
- Как добраться из Москвы? 7 километров от МКАД по Новорижскому шоссе. Координаты парковки: 55.7892N — 37.2814E
- Когда ехать? В Архангельское можно приехать в любое время года, по выходным парк работает с 10 утра до 8 вечера.
- Сколько провести времени? На осмотр достопримечательностей уйдет от трех часов до целого дня.
- Чем занять ребенка? На поляне у реки есть неплохая детская площадка, захватите с собой корм для уток, которые водятся в старице Москвы-реки. Также можно покатать ребенка на лошади или пони.
- Сколько стоит? Прогулка по парку стоит 150 рублей. Билет, включающий посещение дворца — 200 рублей. Экскурсия в театр Гонзага — 200 рублей. Фотосъемка без специального оборудования (софиты, штативы и лайт-боксы), вне помещений -бесплатно.
- Где поесть? В корпусах санатория действует ресторан, на аллеях возле хозяйственных помещений продают пирожки и горячие напитки. Возле касс стоят вендинговые машины.